Фу́рри, иначе фёрри (от англ. furry — пушистый, покрытый мехом) — это субкультура, которая объединяет людей, так или иначе интересующихся антропоморфными животными в изобразительном искусстве, анимации и художественной литературе. Особенностью субкультуры является стремление её представителей к воплощению образа антропоморфного животного в творчестве или в себе, посредством идентификации с ним.

Антропоморфными животными являются сказочные животные, то есть вымышленные существа, сочетающие в себе качества человека и животного как в анатомическом, так и поведенческом плане.

Человеческими качествами наделяются, в основном, хищные млекопитающие — львы, гепарды, лисы, волки, а также грызуны. Но встречаются и домашние — кошки и собаки. Эти звери покрыты мехом, поэтому в англоязычной части субкультуры их прозвали «пушистиками» или «пушистыми» (furries). Это слово привилось и определило название субкультуры.

Субкультура furry тесно связана с сообществами поклонников диснеевской и продиснеевской анимации: «Король лев», «Чип и Дейл», «Мишки Гамми», «Секрет крыс». Именно в диснеевской анимации антропоморфное животное оживает полнокровно, приобретая те или иные черты человека, становясь добрым или злым, трусливым или храбрым.

Примеры антропоморфных животных в анимации: Робин Гуд из одноимённого мультфильма имеет внешность лиса с чертами человеческой анатомии и разумное поведение; Симба из мультфильма «Король лев» — лев со стилизованной внешностью и человеческой речью; поведение Тода — лиса из мультфильма «Лис и охотничий пёс» — обуславливается рядом человеческих качеств, о наличии которых у животных можно только предполагать.



Предпосылки
Антропоморфные животные типичны для творчества разных эпох: от античных мифов и легенд до современной анимации. В XX веке основным популяризатором антропоморфного искусства были комиксы и анимация, которые и сформировали из поклонников того или иного творения определённые сообщества. Благодаря развитию информационных технологий, главным образом Интернета, стихийно было найдено общее основание, которое объединило разрозненные группы поклонников антропоморфной анимации уже не по симпатии к тому или иному произведению, а по предпочтению антропоморфности как таковой. Так в начале 1990-х годов в США появилось понятие furry, которое выделило поклонников антропоморфности животных в единое furry-сообщество. С появлением понятия furry анимация перестала быть основным объединяющим фактором, так как деятели сообщества начали сами производить фурри-арт (как правило, некоммерческие рисунки с furry-тематикой).

Лисёнок Вук — неантропоморфный, но наделённый человеческими качествами персонаж
(кадр из мультфильма «Вук»)В настоящее время furry представляет собой метажанр, основанный на идее вымышленных существ, а не на манере изложения. Любой продукт творчества, выраженный на любом носителе, может иметь пересечения с фурри-метажанром в том случае, если содержит фэнтезийных животных персонажей.

Предыстория furry подробно освещается в статье Алекса Хатчетта «Фурри» в её разделе «Два пути».

Из-за немногочисленности представителей субкультуры и неравномерного распределения по планете основным способом общения является Интернет.

Субкультура

Поклонников анимационных фильмов или рассказов с участием антропоморфных животных. Например: мультфильм «Король лев» или цикл романов «Рэдволл» писателя Брайана Джейкса.
Художников, предпочитающих рисовать антропоморфных животных, то есть производителей фурри-арта.
Фуррей, то есть всех, кто отождествляет себя с антропоморфными животными.
Данное деление введено для описательных целей и представляет собой типичные качества, которыми в той или иной степени может обладать представитель субкультуры furry. Например, он может рисовать антропоморфных волков, воплощать в себе антропоморфного волка и любить рисунки (или мультфильмы), изображающие антропоморфных волков. Если у человека выражено хотя бы одно из перечисленных качеств, то скорее всего его можно отнести к субкультуре furry.

Поклонники мультфильмов часто рисуют полюбившихся персонажей (фан-арт) или пишут рассказы на основе полюбившихся сюжетов (фанфики). (Термины «фан-арт» и «фанфик» используются применительно к творчеству поклонников не только в субкультуре furry.)

Многие из драконов впервые осознали свою драконность, сначала познакомившись с furry. Драконы соотносятся с furry как сказочные антропоморфные существа, то есть обладающие человеческими качествами и нечеловеческой формой (независимо от того, покрыты ли они мехом или нет). Тем не менее, однозначного мнения о единстве феноменов furry и драконности нет — зачастую драконность выделяют в отдельный класс явлений и дистанцируют от furry на основании субъективного представления о разнице моральных, мировоззренческих, поведенческих и других качеств фуррей и драконов. На данном этапе развития движений furry и драконов вопрос о драконности как подмножестве furry следует считать нерешённым.

Представители субкультуры furry активно используют словотворчество для обозначения различных смысловых оттенков. Например, от слова фурри (несклоняемое) образовалось слово фуррь, которое склоняется и в разных контекстах может принимать различное значение.

Фуррь — изображённое или описанное антропоморфное животное.
«Недавно вышел мульт с главным героем фуррем!»
Фуррями (фурриками, фёрами или просто пушистыми) также могут называть друг друга представители субкультуры, которые, помимо общего интереса к антропоморфным животным, уподобляются им.
«Скоро должны подойти два фурря, оба волки, а потом ещё один хуман»
Фурри (мн.ч.) — собирательное название всех представителей субкультуры furry, вне зависимости от того, отождествляют ли он себя с антропоморфами или нет.
«Интересно, есть ли фурри в Мексике?»
Примечательно, что иногда в речи фурря личное местоимение я, меня заменяется местоимением мя (мяу), а вместо ты, в свою очередь, употребляется тя. Примеры:

«Сегодня ночью мя пойду в лес.»
«Мяу надоело сидеть дома и жаловаться на тяжёлую жизнь.»
Разумеется, эти словоформы, как элемент русского просторечия, существовали задолго до появления субкультуры фурри и сейчас используются и безотносительно к ней.

Самоидентификация
Особенностью субкультуры furry является самоотождествление части её представителей с антропоморфными животными, которое проявляется как стремление походить на животное внешне и поведенчески и, возможно, в виде предпочтения рисовать определённый вид (виды) животных. Таким образом, сознание фурря может формировать определённый идеал внешности, поведения и мирооценки, воплощённый в образе антропоморфных существ.

Каждый идентифицирующийся видит образ животного по-своему и может эстетизировать черты животного в зависимости от собственного восприятия. Представления о furry-идеале и критерии его определения непостоянны и могут меняться со временем. Практический аспект furry-идентификации отсутствует, порой весь смысл деятельности заключается в самом процессе достижения желаемого. При наличии навыков не исключено воплощение своего ви́дения furry-идеала в персонажах произведений литературы, изобразительного искусства, а также в музыке.

Любой причисляющий себя к субкультуре быстро получает известность в сообществе.

Число идентифицирующих себя с фуррями в России и на Украине исчисляется сотнями человек.

Представление о себе
Примечание: Для краткости изложения, далее под фуррем будет подразумеваться личность, идентифицирующяя себя как антропоморфное животное.

Для той части фуррей, которая сохраняет связь с сообществом, характерно формирование особого фуррёвого стиля жизни, который, опять же, характеризуется наиболее доверительными и тёплыми отношениями к себе подобным, участием в совместных мероприятиях, встречах, походах. В России начиная с 2001 года ежегодно проводятся встречи русскоговорящих фуррей (так называемые «конфурренции» или «русфурренции»). Американские и европейские furry-сообщества проводят благотворительные выставки фурри-арта и так называемых фурсьютов (костюмов животных).

Нередко у фуррей интерес к животным с поведением людей смещается на людей с повадками животных. (См. также йифф, териантропия.)