Фанфик – феномен, порожденный любовью к произведению, помноженной на чувство острой неудовлетворенности. Нам мало настоящих книг – мы читаем творчество фанов. Нас раздражает несправедливость в сюжете – мы исправляем ее, создавая свою историю. Фанфик доступен и демократичен – не нужно обладать высшим филологическим образованием, досконально владеть искусством слова или хотя бы знать свой родной язык на "пять", чтобы написать фик. На многочисленных форумах оседают откровенно безграмотные тексты; и их тоже читают. Фанфикеры – это те же вольные художники, только служат они вполне определенной музе.
Фанфикшен, как литература "одержимости", расцветает в 60х, и толчком к ее появлению служит показ "Стар Трека". Треккеры стали первой мощной группой авторов, которые прочно осели в Сети. Хотя сам феномен фанфика несколько старше, и вряд ли мы проследим за его появлением с большой долей точности. 
В тридцатые годы XX века в Англии возникает едва ли не первое в истории подлинное сообщество фанфикеров — “Литературное общество Шерлока Холмса”, созданное для того, чтобы продолжать и развивать дело сэра Артура Конан Дойла. Члены общества, в основном дамы, самостоятельно писали детективы о великом сыщике и его недалеком помощнике, издавая их в журнале общества. В 1967 году выходит в свет первый журнал любителей “Звездного пути” — “Споканалия”. Сагу как раз начали показывать в качестве сериала на канале NBC. Журнал помимо статей, сплетен и пересказа телеэпизодов печатал робкие опыты, ставшие классикой одного из самых богатых ответвлений современного фэнфика. В 1974 году другой журнал любителей “Звездного пути”, “Grup”, впервые в истории публикует фанфик-рассказ в поджанре “слэш” — гомоэротическую прозу о не существующих в сериале интимных отношениях двух главных героев. Идея настолько скандальна, что автор рассказа пользуется крайне завуалированным языком и не называет персонажей по именам (хотя всем ясно, что имеются в виду Керк и Спок).
Часто "фанфикоманию" приписывают фанатикам, которые не способны отличать реальный мир от своих иллюзий, и пытаются материализовать эти иллюзии путем изощренного графоманства. С этим мнением можно (и нужно) поспорить. Прежде всего, люди, действительно погрязшие в своих фантазиях, в написании фиков не нуждаются. Их внутренний мир замкнут и самодостаточен. И даже если какой-нибудь безнадежный мечтатель и возьмется за перо, на пороге новосозданного фика с грозным видом встанут господа Сюжет и Стиль. Одержимости мало, чтобы написать фик – во всяком случае, такой фик, который будет читаться.

Были времена, когда фики создавались и распространялись в специальных печатных фэнзинах. Фэнзины живы и по сей день, но желтую бумагу и оттиски печатной машинки заменил Интернет. И вот тогда у фанфикеров – и просто фанов – возникли первые отчетливые проблемы с законом. 
Что обычно размещается на фансайтах, которые публикуют фанфики? Да чего там только нет! Тексты книг, транскрипты фильмов, кадры, фотографии, аудио и видеофрагменты… Студиям и авторам это не всегда по душе. Студия Fox не так давно делала рассылку по фандому "Баффи" с требованием об удалении транскриптов к эпизодам. У "Миллениум"-фанов потребовали избавиться от клипов и логотипов. Lucasfilm и Paramount аналогичным образом отнеслись к фансайтам, посвященным "Звездным Войнам" и "Звездному Пути". И, я думаю, не стоит рассказывать всем здесь присутствующим о памятной "охоте на переводы", организованной издательством "Росмэн" в прошлом году.
Фанфикам, однако же, все это время сказочно везло. В 1997 году Rebecca Tushnet в журнале Loyola of Los Angeles Entertainment Law Journal обосновала использование оригинального сюжета и персонажей в фанфиках как "надлежащее" – то есть некоммерческое и не вводящее читателя в заблуждение относительно автора общей концепции фика. Но не всем видам фанфиков был дан "зеленый свет". Это касается такого зыбкого определения АП, как использование оригинального произвдения в такой адаптации, которая вредит репутации произведения и его автора. Догадываетесь, о какой адаптации может идти речь? Именно. Порно и слэш.
Lucasfilm в категорической форме запретил весь слэш по сериалу "Звездные Войны", одновременно с гетными рейтинговыми фиками, поставив верхней границей обычный PG. Трудно представить себе произведение, репутация которого подрывалась бы слэш-фиками больше, чем изначально детская книга о Гарри Поттере. Но, пока адвокаты миссис Роулинг хранят молчание, - можно. Известны также случаи, когда кинокомпании разрешали размещение фиков – с небольшой пометкой о том, что ВСЕ копирайты на данное произведение принадлежат им. Включая авторский сюжет и концепцию. Фандом "Гарри Поттера" пока представляет собой клондайк непуганых графоманов, к которым отношусь и я сама. И это хорошо. Давайте и дальше жить по принципу "пока гром не грянет".
Вот и вся обзорная лекция по феномену фанфикшена. Можно было бы, конечно, написать километровый свиток, который не смог бы дочитать даже сам профессор Снейп, но я не рискнула бы оттенять настоящих профессионалов.